Вначале Церковь была одна, но, разделяясь по доктринальным и культурным отличиям, в настоящее время представлена множеством конфессий. По большому счету, христианские церкви мира можно разделить на пять конфессий: Римско-Католическая, Греко- Православная, Протестантская, Русская Православная и Англиканская церкви.
1. Церковная политика
Под церковной политикой имеется в виду система администрирования церкви во исполнение миссии, возложенной Господом на Церковь. Цель Церкви в свидетельствовании до края земли события креста, смерти и воскресения Христа. Для достижения этой цели, Церковь использовала следующие пять систем управления: папскую, епископальную, конгрегационную, представительскую (пресвитерианскую) и систему, где нет церковных должностей.
1) Папская система
Римская Католическая церковь рассматривает себя как законное государство, основанное на иерархической системе. Именно поэтому, она заключает межгосударственные договоры, устанавливает дипломатические отношения со странами мира. Иерархическая система устроена подобно армейской, где существует беспрекословное послушание и подчинение по иерархической лестнице. Считается, что Папа - ставленник Самого Христа. Папа настолько абсолютизирован, что противодействие ему или отступление от него, означает быть проклятым и отверженным.
2) Епископальная система
Современная епископальная система наиболее ярко отражена в Англиканской церкви. Руководство всеми административными делами в епископальной системе осуществляется рукоположенными священнослужителями и другими служителями церкви. Иными словами, всеми делами церкви занимаются монопольносвященнослужители, потому что пастырство, данное Петру Иисусом Христом через систему, называемую апостольская преемственность, передается епископу.
Англиканская церковь, отмечая историчность епископальной системы, подчеркивает три преимущества:
а) Служение по епископальной системе наиболее полно отражает универсальный характер церкви по сравнению с другими системами служения.
б) Епископальная система в большей степени отражает постоянство и преемственность апостольского характера церкви, нежели другие системы.
в) Епископальная система предусматривает хорошее пастырское служение. В епископальной системе положение, занимаемое пастырем таково, что позволяет ему хорошо заботиться об овцах Христа.
В настоящее время церквами, избравшими епископальную систему управления, кроме Англиканской церкви, являются Американская епископальная и Методическая церкви, все европейские Лютеранские церкви, «группа моравских братьев» и другие церкви. В епископальной церкви нет пресвитеров.
3) Конгрегационная система
Конгрегационная система представляет собой автономную церковь, образованную на основе свободной исповеди веры всеми прихожанами. Избирая исповедание веры, обряды, устав церкви, пастора, диакона и других служителей, конгрегационная церковь не подвергается вмешательству со стороны.
Конгрегационнная церковь появляется не на основе высшей церковной структуры, а через веру людей в то, что встречи людей, собрания на добровольной основе, смогут соединить их в одно целое в Господе Боге. Так как они делали упор на полной независимости, их назвали «конгрегационалистами», (Congregationalism), но так как они вышли из Английской церкви, их также язвительно называли сепаратистами (Separatist). Конгрегационная церковь, делая акцент на суверенитете церкви, развила политическую систему церкви, совершенно противоположную епископальной системе.
Особенности Конгрегационной церкви:
а) Не признает необходимость в высших структурных образованиях. Суверенитет поместной церкви является основой всей церковной структуры.
б) Не признает апостольскую правопреемственность, выбирает пасторов и диаконов на основании решения общего собрания поместной церкви.
в) В Конгрегационной церкви нет старейшин, есть только диаконы.
Конгрегационную церковь, которую иногда называют ещё объединенной (смешанной), представляют Баптистская церковь, церковь Христа, находящаяся в Америке, и другие собрания братьев.
4) Представительская (пресвитерианская) система
Кальвин, будучи в Женеве, создал в церкви руководящий орган, куда вошли представители простых прихожан - старейшины (пресвитеры) и пастор - представитель священнослужителей. Управление делами церкви осуществлялось через представительскую систему, основанную на демократических принципах. Эта система получила название представительской или пресвитерианской системы. Пресвитерианская система управления не допускает пренебрежительного отношения к мнению простых прихожан, или игнорирования вышестоящей организации. Пресвитерианская система укрепляет общение верующих, которые все вместе образуют церковь - Тело Христа, и все прихожане сообща осуществляют работу церкви. В этом проявляется особенность этой системы.
Особенности представительской (пресвитерианской) системы:
а) Возобновление пресвитерского служения. В ранней церкви были три категории служителей: апостолы, епископы и пресвитеры. После смерти Апостолов в церкви остались епископы, их служение принималось как служение, равное пасторскому.
До 2 века пресвитеры несли служение в церкви, но постепенно роль пресвитеров в Католической церкви стала незаметной, также и в Конгрегационной церкви служение пресвитеров (старцев) сошло на нет. Реформатская церковь, не признавая ни монополии священнослужителей Католической церкви, ни индивидуализма Конгрегационной церкви, приняла библейскую систему управления, в которой пресвитеры, представляющие прихожан, и священнослужители совместно руководят церковью. Так было вновь выделено положение и служение пресвитеров.
б) После появления Пресвитерии, образованной из пресвитеров, представляющих прихожан разных церквей и священнослужителей, стали успешно решаться вопросы, связанные с учреждением и закрытием церквей, назначением пасторов и другие, как, например, вопросы общения и сотрудничества между церквами.
в) В пресвитерианской системе в отношениях между церквами совершенно отсутствуют тенденции главенства и притеснения отдельных церквей. Следуя принципу свободы совести, сотрудничество между церквами происходит на естественной и добровольной основе.
г) Рост церкви осуществляется благодаря работе трех категорий служителей, каждый из которых, верен своему служению. В Церкви есть пастор, который говорит Слово, учит и совершает таинства; пресвитеры, ответственные за воспитание прихожан; диаконы, занимающиеся делами благотворительности, служения в церкви и церковными финансами. Каждый имеет свои обязанности, но все вместе находятся во взаимосвязи и взаимосотрудничестве. Пресвитерианская форма управления церковью представляет собой конституционную, представительскую и демократическую систему.
5) Система, где отсутствуют церковные должности
Это система, которая отрицает церковь, как организацию, и целиком сосредоточивается на внутренней духовной жизни. Представители данной системы считают, что, так как слово Божье обращено к нашему внутреннему человеку, то нет необходимости во внешней форме, в обрядах. К такого типа верующим относятся меннониты, иногда называемые швейцарскими меннонитами, английские квакеры, существует одна деноминация, следующая этому направлению и в Германии. Вместо пастырского служения, которое они отрицают, есть дела по образованию братьев, которыми занимаются избранные из «освещенных духовным светом» членов собрания.
2. Библейское обоснование пресвитерианской церкви.
1) Ветхозаветное обоснование
Хорошо известен случай об избрании 70 старейшин, которые должны были помочь Моисею в управлении народом: "И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою" (Числа 11:16, и ниже). Эти старейшины были людьми, которым, как и священникам, Моисей дал книгу закона, чтобы они хранили ее и читали народу: "И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилевых" (Втор.31:9 и ниже)
Когда народ Израиля обосновался на Ханаанской земле, в каждом из городов старейшины несли обязанность судей: "И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них" (Иисус Навин 20:4). Судей избирали не столько по возрастному принципу, сколько по личностным качествам: мудрых, испытанных, верных, праведных (Исход 18гл., Втор 1гл.)
Собрание старейшин сохраняло авторитет и после начала монархического правления, и именно старейшины выдвинули Давида на царское служение: "И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем" (2Царст 5:3)
2) Новозаветное обоснование
В новом Завете отношения между старейшинами и священниками имели свои особенности "И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?"(Мф.21:23). Синедрион представлял собой собрание старейшин и священников, главой которого являлся первосвященник, здесь же производился суд, шло управление Израильским народом, здесь же выражалось общественное мнение.
Старейшины и священники входили в число 71 – количество членов Синедриона. В провинциальных структурах в общественный совет входили 7 старейшин из малых селений и 23 старейшин из больших сел. И в Иерусалимской церкви были старейшины: "что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. (Деян.11:30). Павел и Варнава назначали в каждой церкви пресвитеров, тогда пресвитеры в церквах несли ответственность за учение, пасторство и надзор: "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении" (1Тим.5:17).
Временами апостолы и себя называли пресвитерами: "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться" (1Петра5:1), следовательно, система пресвитерского служения в ранних церквах была многофункциональной. Во 2-м веке нашей эры произошло разделение на пресвитеров и епископов.
3. Исторические условия образования Пресвитерианской церкви.
Пресвитерианская церковь появилась в результате религиозной Реформации. Она образовалась как вызов Римской Католической церкви, которая на протяжении более тысячи лет была незыблема. Началом религиозной реформации послужило событие, когда Лютер прибил свои 95 тезисов на двери дворцовой церкви в Виттенберге в Германии. 95 тезисов были протестом против Католической церкви и ее богослужебной практики. Католическая церковь признавала высший авторитет за церковью, вопреки этому, Лютер провозгласил, что Библия есть Слово Божье, поэтому она является высшим авторитетом. Католическая церковь проповедовала спасение, делая упор на таинствах и обрядах, Лютер проповедовал спасение по вере и благодати. Люди, принявшие учение Лютера, сами называли себя евангелистами, но Католическая церковь называла их протестующими, т.е. протестантами. Хотя Лютер и является основателем религиозной реформации, но именно Жану Кальвину принадлежит заслуга по систематизированию богословия и созданию пресвитерианской церковной системы.
Кальвин, сыгравший передовую роль в Реформации, был убежден в том, что путь реформирования Католической церкви лежит в возврате к чистоте веры ранней церкви и системе управления, показанной самой Библией. В Женеве Кальвин создал Консисторию (Consistory), членами которой были пасторы и пресвитеры. Консистория занималась всеми религиозными вопросами города Женевы.
Впервые в Женеве выборные представители простых прихожан и священнослужителей сообща создали руководящий орган церкви и стали решать все вопросы демократическим путем. Эту систему теперь называют представительской или пресвитерианской.
Джон Нокс, основоположник протестантизма в Англии, является также и основателем Шотландской церкви. Его еще часто называют отцом Шотландии. Нокс, одержав победу после длительной борьбы с представителями Католической церкви, которую возглавляла фанатичная католичка Мария Стюарт, стал создавать пресвитерианскую систему в Англии, приняв за основание богословие Кальвина и используя систему церковного управления, созданную Кальвиным. Английская Пресвитерианская церковь получила дальнейшее развитие, пустив корни в Америке, распространившись впоследствии и до Кореи. Сегодня и в Америке, и в Корее о Кальвинизме говорят как о Пресвитерианской церкви, но в Европе, - вместо названия Пресвитерианская церковь, чаще используют обобщенный термин – Реформатская церковь.
4. Доктрины Пресвитерианской церкви.
Доктрины Пресвитерианской церкви записаны в Вестминстерском исповедании веры (в большом и малом Катехизисах). Пресвитерианская церковь твердо верует в то, что доктрины, написанные в этих документах, основаны на Библии.
За 100 лет до Вестминстерского собора, Кальвин, когда ему было всего 27 лет, подробно записал эти доктрины в своей книге «Наставление в христианской вере». Эти доктрины не являются плодом умозаключений Кальвина, но представляют собой ясное и логическое исследование Библии, повествующей о Боге, об Иисусе Христе, о грехе, о спасении и вечной жизни.
Подобно другим евангельским конфессиям, кальвинисты веруют в Бога, в Слово Божие, в рождение Его от Девы, в искупление, в воскресение, в вознесение и во второе пришествие Господа. Кальвинисты также веруют в возрождение, в благодать, в оправдание, в освящение, в Личность Духа Святого и силы Его, в воскресение умершего, в Божий суд в конце жизни, в Царство Небесное и в ад.
Среди этих положений есть 5 доктрин, на которые Пресвитерианская церковь обращает особое внимание:
1) Суверенитет Бога
Признание Суверенитета Бога является главнейшей доктриной в Пресвитерианской церкви. Другие доктрины, подобны зданию, подобному на этом основании. Вестминстерское исповедание веры и оба Катехизиса утверждают доктрину суверенитета Бога (см. Исповедание веры гл. 2.2, Краткий Катехизис 1, 4 п. Большой Катехизис 7вопр.)
2) Предопределение (вечный план Божий)
Доктрина о предопределении, исходящая из суверенитета Бога, в Пресвитерианской церкви является ключевой. Предопределение представляет собой Божий план относительно всего Божьего творения и мы веруем, что этот план охватывает весь мир, вселенную и преисподнюю (см. Исповедание веры гл.3.1, Краткий Катехизис 7 вопр.)
3) Спасение по благодати
Пресвитерианская церковь проповедует доктрину спасения по благодати Божией. Эта доктрина говорит, что спасение – это Божий дар, данный человеку Богом исключительно по благодати.
«Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (см. Еф. 2:8-9), (Краткий Катехизис 31 вор.).
4) Неотступность святых
Святые, пребывающие в состоянии благодати Божьей, полностью не могут отпасть от состояния благодати, устоят в нем до конца и обретут вечное спасение. Неотступность святых зависит не от их собственной воли, а от верной и неизменной любви Триединого Бога.
Эту доктрину Иисус выразил следующими словами: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (см. Ин.10:28-29), (Исповедание веры гл. 17).
5) Представительское управление
Пресвитерианская церковь представляет собой представительскую систему, так как сами прихожане из своей среды избирают своих представителей, которые называются пресвитерами (старейшинами). Эта форма управления существовала еще со времен ранней церкви: "В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки" (Деян. 6:1-6).
Кальвин обнаружил форму представительской системы, основанную на избрании народом своих представителей – старейшин, в Библии и по этой системе организовал Женевскую церковь, развивая революционную идею, противостоящую авторитарному управлению.
Эта система представительской политики, распространившись во Франции, Голландии, Швейцарии, Северной Ирландии и Америки, ожесточенно сражалась с политикой притеснения, проводимой страной и церковью. Право на автономию – это неотъемлемое право и никаких уступок в этом вопросе не может быть.
5. Три принципа Пресвитерианской церкви.
Хотя форма управления Пресвитерианской церкви основана на библейских принципах, это не является сущностью церкви. Она необходима как система церковного управления, поэтому она подвергалась изменениям во времени и пространстве. Исповедуя единый для всех символ веры – «Вестминстерское исповедание», само управление могло быть разнообразным. Политика управления Пресвитерианской церкви состоит из следующих трех принципов.
1) Управление пресвитерами
Центральная идея Пресвитерианской церкви состоит в том, что лишь Христос является главой церкви и верующий в него, соединившись с Христом, служит Ему. Христос создал Церковь, Он научил апостолов принципу управления церковью, деятельность апостолов по управлению церковью совершалась через служение пресвитеров. Павел и Варнава в каждой церкви ставили пресвитеров, обладающих авторитетом, и поручали им руководство церковью: " Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14:23), "человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа" (Деян.15:26), "Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви" (Деян. 20:17). Эти люди управляли церковью во имя единства и мира в церкви.
В 1 Послании к Тимофею 4:14, слово «пресвитеры» (в синод. Переводе «священство») означает собрание пресвитеров. Тимофей был рукоположен и назначен на пасторское служение на собрании пресвитеров.
2) Равенство церковных должностей (служений)
Церкви, принявшие епископальную систему, а именно, Католическая церковь, Греческая Православная церковь, Англиканская церковь и конфессии, вышедшие из неё, признают строгую иерархию должностей и разделяют клир на дьяконов (deacon), священников (priest), и епископов (bishop).
Священник в каждой церкви ответственен за проповедь, молитву, совершение таинств и провозглашение прощения грехов. Диакон – помощник священника. Епископ отвечает за церкви и священников, находящихся внутри определенного района и несет ответственность за управление церковными приходами.
Система иерархии служителей складывалась следующим образом. В ветхозаветных церквах священники имели высшее положение по сравнению с левитами, которые несли ответственность за повседневные обязанности. Они занимались делами, связанными с жертвоприношениями, а первосвященник, являясь представителем священников, возглавлял иерархию служителей и один раз в год совершал служение в Святое Святых.
Иисус помимо апостолов избрал еще 70 проповедников: "После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти" (Лк.10:1), приравняв тем самым их к чину епископа и священника. Принцип пресвитерианской церкви, отрицающий иерархию служителей, основан на факте, что в Новом Завете слова «епископ» и «пресвитер» употреблены в одном значении.
Доктрина равенства церковных должностей в Пресвитерианской церкви означает равенство служения (parity of ministry). Это реформатская доктрина, призванная на библейской основе реформировать средневековую бюрократическую церковную власть и церковную иерархию.
Христос учил, что в церкви верующие должны служить друг другу как братья " Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.20:25-28); "и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Матф. 23:7-12).
В Пресвитерианской церкви есть следующие служители: пастор, пресвитер (старейшина), дьякон. Это деление отнюдь не означает, что какое – либо из этих служений стоит выше или ниже другого. Все служители равно являются слугами Божьими. Пасторское служение состоит в проповеди Слова Божьего, совершении таинств, молитвы благословения и проведении церковного собрания. В исполнении должностных обязанностей нет разницы - молодой это или пожилой пастор. Соблюдается должностное равенство.
Однако это не означает равенство даров и способностей пасторов. Способности и дары у каждого пастора различны, различны и области распространения влияния их способностей и даров. Но, независимо от этого, пастор обладает всеми присущими пасторской должности правами и обязанностями, и в этом равенство церковного служения (должности).
Если мы не будем бережно хранить и выполнять доктрину равенства служителей, то получим не только злоупотребление властью, закостенелость и деспотичность самого руководства, но и проявление зависти и враждебности в самой церкви, что будет помехой на пути исполнения церковью своих функций.
3) Органы управления в пресвитерианской системе
В Пресвитерианской церкви всеми вопросами занимается , в первую очередь, руководящий орган, который состоит из пастора и избранных собранием церкви пресвитеров (старейшин).
Следующий руководящий орган, в который входят представители поместных церквей одного города или одной области, называется Пресвитерией. Этот орган состоит из пасторов и делегированных поместными церквами пресвитеров. Если страна большая, то возникает необходимость еще в одном уровне управления – синоде, который объединяет Пресвитерии, расположенные на территории округа или региона (в случае небольших по территории стран, как Корея, такой орган управления не нужен). Высшим органом управления, куда входят все церкви страны, является Генеральная Ассамблея. Это высшая инстанция для урегулирования вопросов, которые не в состоянии решить ни Синод, ни Пресвитерии.
Органы управления, созданные по ступенчатой системе, позволяют преодолеть те ошибки, которые возможны при рассмотрении вопросов на первых уровнях управления. Пресвитерианская система, исходя из предпосылки равенства священнослужителей, признает за каждой церковью право автономии на собственные решения.
Право автономии дает право свободной юрисдикции внутри данной территории, но это дает и право наблюдения над другими церквами, находящимися в одном территориальном районе. Член церковного руководства автономен в принятии решений внутри своей церкви, но став членом Пресвитерии, от имени Пресвитерии он получает право надзора над другими церквами, входящими в Пресвитерию.
То, что церкви, объединившись, создают систему ступенчатого управления, соответствует учению Библии (Деян. 2:44, 15:1-2, 19: 18-20; 1Кор. 16:8,9).
Сплоченные на основе братской любви и принципах справедливости, церкви становятся единым целым. Можно уверенно сказать, что три принципа Пресвитерианской церкви отвечают как библейским основам, так и церковной системе управления.
6. Особенности пресвитерианской системы управления
1) Представительская система
Управление в Пресвитерианской церкви находится не в руках папы или епископа, а в руках прихожан, что является демократическим принципом.
Сущность представительской системы управления состоит в том, что прихожане свою власть делегируют своим представителям (старейшинам), которых они сами избирают. Руководство церкви формируется из пастора и избранных пресвитеров.
Представительская политика Пресвитерианской церкви, с одной стороны, противостоит епископальной системе, где всем управляют рукоположенные священнослужители, а с другой – конгрегационной системе, делающей упор на индивидуальности каждой церкви.
Пресвитерианская система позволяет избежать недостатки епископальной системы, где происходит ущемление прав простых прихожан, и недостатки конгрегационной системы – пренебрежительное отношение к вышестоящим структурам.
До Кальвина представительской системы практически не существовало. В каждой стране веровали в то, что царская власть от Бга и народы управлялись по принципу абсолютной монархии, игнорирующей права народа. Считалось, что управление церковью не только должно быть авторитарным, но церковная власть должна обладать и правами мирского царя.
Кальвин обнаружил в Библии представительскую форму управления церковью, которая состояла из пресвитеров, избранных верующими, и внедрил это в Женевскую церковь. Таким образом, в Пресвитерианской церкви представительская форма правления была внедрена в жизнь за несколько столетий до того, как президент Америки Линкольн выступил со своим выдающимся докладом о народе, для народа и на основе народа.
На сегодняшний день все Пресвитерианские церкви управляются на основе принципа представительской системы.
2) Управленческие права.
Управленческие права в Пресвитерианской церкви принадлежат прихожанам и священнослужителям.
Папское управление или епископальное, не признающее основных прав простых прихожан, приводит к разложению священников из-за их неограниченной власти. С другой стороны, в конгрегационной системе, где игнорируется право управления церковью священнослужителями, из-за необычайно сильной власти, сконцентрированной в руках прихожан, священнослужители выполняют роль слуг, вынужденных угождать человеку, а не Богу. Они не могут, как подобает Божьим ставленникам, до конца защищать истину и правильно нести свое служение.
Подобно тому, как в папской или епископальной системе признается право максимального управления священнослужителями, политика Пресвитерианской церкви также максимально гарантирует это положение. И как в конгрегационной системе или в системах, где нет церковных должностей, максимально гарантируются основные права простых прихожан, так и политика Пресвитерианской церкви также максимально гарантирует это.
Политика Пресвитерианской церкви, основанная на уравнивании прав прихожан и священнослужителей в управлении церковью, создаёт равновесие и поддерживает мир в церкви. Политика Пресвитерианской церкви способствует оздоровлению церкви, содействует развитию и возрождению церкви, сохраняя порядок и духовность в церкви.
Священники в папской или епископальной системе, имея управленческие права, могли чувствовать себя уверенно, что можно отметить как положительное в этих системах, но оно же и стало причиной разложения внутри духовенства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты. В конгрегационной системе, где нет церковных должностей, положительным было то, что вера и жизнь простых прихожан не подвергалась притеснению со стороны священнослужителей, но, как показывает история, то, что было положительным, становится причиной разложения церкви.
Уравнивая права простых прихожан и священнослужителей в управлении церковью, пресвитерианская система, с одной стороны, ставит заслон авторитарному управлению священнослужителей, с другой - диктатуре прихожан.
Глубоко осознавая сущность представительской системы управления Пресвитерианской церкви, основанной на правах простых прихожан и правах священнослужителей, необходимо делать все для поддержания сотрудничества между ними во благо и развитие церкви.