Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Социальная позиция протестантских церквей в России

7. ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И СВЕТСКОЕ ПРАВО

О послушании закону. Протестантские церкви, сохраняя самостоятельность, основанную на библейских принципах, могут существовать в рамках самых разных правовых систем и относятся к ним с подобающим уважением. Церкви неизменно призывают своих последователей быть законопослушными гражданами земного отечества.

Во всем, что касается земного порядка вещей, христианин обязан повиноваться законам, независимо от степени их совершенства. Однако, когда требование закона противоречит убеждениям верующего, толкает его к вероотступничеству или совершению иного несомненного греха перед Богом и ближними, за христианином остается право действовать в соответствии со своими убеждениями: "Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян.4:19-20). В случае невозможности законным способом отстоять свои права верующий, в согласии с собственной совестью, внутренними этическими нормами и убеждениями, может следовать своей вере, даже если это связано со страданиями ради Господа.

Вопросы личной и семейной нравственности. Отношение церквей к вопросам личной, семейной и общественной нравственности определяется соответствующими Божьими заповедями, содержащимися в Библии.

Нравственное здоровье общества складывается из ответственного отношения каждого его члена к принципам морали. Нравственная распущенность, алкоголизм, употребление наркотиков не могут рассматриваться лишь как чье-то личное дело.

Каждый человек несет ответственность за свой образ жизни не только перед Богом и близкими, но и перед всем обществом. Откровенно аморальный образ жизни оказывает отрицательное влияние на окружающих, особенно на детей и подростков, у которых личная система ценностей еще только формируется: "горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18:7).

Множество людей в современном российском обществе страдает тяжелыми нравственными недугами, которые требуют длительного и серьезного врачевания объединенными усилиями церквей, общества и государства.

Церкви решительно выступают против распространения порнографии, популяризации внебрачных и добрачных связей и половых извращений. Мы считаем особенно вредной пропаганду таких взглядов в школьных программах сексуального просвещения.

Мы полагаем необходимым ввести более жесткие законодательные нормы, запрещающие распространение эротики и порнографии как через печатные издания, так и через кинопродукцию.

Брак, семья и детство. Современное российское общество нуждается в укреплении института семьи. Мы обеспокоены все увеличивающимся количеством разводов и детей, воспитывающихся в неполных семьях. Для христиан семья – это не просто первичная ячейка общества, но институт, установленный самим Богом, без которого невозможно не только нормальное течение жизни социума в целом, но и правильное формирование подрастающего поколения.

Господь создал мужчину и женщину равноценными человеческими существами и равноправными членами общества, поэтому церкви выступают против любых форм унижения и дискриминации женщин в обществе. В то же время у мужчин и женщин в церкви и семье могут быть различные роли. Важнейшей задачей, на наш взгляд, является восстановление уважительного отношения к женщине как жене и матери.

Брак по воле Божьей должен быть построен на абсолютной верности и быть нерасторжимым до смерти одного из супругов. "В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мк. 10:6-9). Расторжение брака (развод) является трагедией и грехом, причиняя страдания не только супругам, но и) детям. В то же время мы считаем прелюбодеяние (неверность супруга) допустимым основанием для развода. Допустимой причиной развода также может быть случай (если это доказано), когда неверующая сторона оставляет верующую по причине её/его религиозных убеждений (см. 1 Кор. 7:15). Поскольку Бог установил брак как союз мужчины и женщины, а также, исходя из того, что Библия осуждает гомосексуальное поведение как противоестественное и унижающее лучшее творение Бога, мы не считаем приемлемой для России регистрацию "браков" гомосексуальных пар. Не приемлем мы и "усыновление" детей подобными "семьями".

Несмотря на наше отрицательное отношение к разводам, мы осознаем, что воспитание детей в неполных семьях (обычно матерями-одиночками) широко распространено в современной России. На таких детей и их нужды (не только материальные, но также психологические и духовные) должно быть обращено внимание общества, государства и церкви.

Биомедицинская этика

Имея твердую уверенность, что человек создан Богом и для Бога, мы считаем необходимым высказать свою позицию в отношении нравственных аспектов научных открытий, особенно в такой области как современные биомедицинские технологии.

Аборт и контрацепция

В своей оценке намеренного прерывания беременности (аборта) мы придерживаемся традиционного для христианской Церкви взгляда, приравнивающего аборт к преднамеренному убийству человеческого существа, созданного по Божьему образу и подобию (Быт. 1:27; Пс. 138:13-16; Иов. 31:15).

Широкое распространение и оправдание абортов мы рассматриваем как явный признак моральной деградации современного общества и угрозу будущему человечества. Верность библейскому учению о человеческой жизни с самого момента ее зарождения несовместима с признанием свободы выбора женщины в распоряжении судьбой плода.

Нередко женщины решаются на аборт из-за тяжелых жизненных обстоятельств, часто делающих воспитание ребенка неполноценным или невозможным. Поэтому мы считаем, что обязанностью церквей и государства является социальная помощь матери и ребенку. Ответственность за убийство нерожденного ребенка несет не только мать, но и отец в случае его согласия на совершение аборта. То же касается и врача, делающего аборт.

Особого внимания, на наш взгляд, требуют вопросы применения противозачаточных средств (контрацепция).

Первоначальный план Божий для людей был дан еще в Книге Бытие. "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1:28). Бог сотворил человека для того, чтобы он наполнял землю и владычествовал над нею. Большая семья считалась знаком Божьего благословения (Пс. 126:3?5).

Мы также придерживаемся взгляда, что дети являются Божьим даром и благословением. О детях Господь печется уже с того времени, когда они находятся в утробе матери. Он желает, чтобы они рождались и воспитывались в достойных условиях любящими родителями. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Мы считаем, что решение о допустимости контрацепции должно приниматься при обоюдном согласии супругов. Христианские семьи в этом вопросе призваны искать волю Божью. Уважая различные точки зрения по вопросу о допустимости контрацепции, церкви, однако, выступают против контрацептивов, обладающих абортивным действием (прерывающих жизнь эмбриона после зачатия).

Манипуляции с зарождением человеческой жизни

Зачатие и рождение детей является одним из наиболее естественных результатов семейной жизни, задуманной и благословленной Богом. Писание рассматривает детей как Божий дар родителям, как чудесный плод их взаимной любви. Попытки иметь детей, вступающие в противоречие с первоначальным планом Бога, мы не считаем оправданными. Поэтому с особой озабоченностью мы наблюдаем за тем, как развитие современной биотехнологии приводит ко все более активному вмешательству в процесс зарождения человеческой жизни. В связи с этим Церкви особо отмечают, что жизнью человека нельзя распоряжаться по собственному усмотрению, как материальной ценностью.

Некоторые бездетные супруги настойчиво – любой ценой и какими угодно средствами пытаются завести ребенка, чему способствуют современные технологии зачатия с помощью донорских половых клеток. Однако донорское оплодотворение и суррогатное материнство неизбежно сопровождаются психологическими и социальными коллизиями не только между самими супругами, но позднее – в их взаимоотношениях с детьми, обретенными таким способом. Донорское зачатие и суррогатное материнство могут в будущем обернуться для ребенка тяжелым психологическим кризисом. Дети, зачатые от анонимного донора, могут впоследствии по неведению вступать между собой в браки и в итоге будут иметь неполноценное потомство.

Клонирование человека

Любую попытку размножения человека, выходящую за рамки Божьего первоначального плана о творении, мы считаем в корне недопустимой. Подобные деяния узурпируют прерогативу Бога как Творца и являются прямым вызовом Ему. Они лишают человека уникальности и свободы, низводя его до уровня материала для экспериментов. Клонирование человека извращает естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Не менее опасными являются и психологические последствия клонирования, такие как потеря личностью самоидентификации. Ведь человек из творения Божьего низводится до механической копии живущего или жившего человека.

Даже клонирование изолированных клеток и тканей организма, хотя оно и не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике, должно осуществляться с непременным учетом этических аспектов подобных экспериментов. Необходимо помнить, что каждое человеческое существо является уникальным творением Божьим (Пс. 138:13?16).

Пересадка органов

Другой получившей широкое распространение в наши дни практикой является пересадка органов и тканей (трансплантология).

Несмотря на то, что мы верим в телесное воскресение из мертвых при Втором Пришествии нашего Господа Иисуса Христа, мы понимаем, что, по словам апостола Павла, "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор. 15:50). После смерти наши нынешние тела превратятся в прах, из которого они и были сделаны (Быт. 3:19). Для будущей жизни они не нужны. Поэтому дарение своих тканей или органов после смерти может стать особым знаком проявления любви к ближнему, хотя такого рода дарение не может восприниматься как обязанность человека.

Особым случаем является пересадка органов от живого донора. Подобный акт может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В такой ситуации согласие на изъятие органа становится еще более ярким примером проявления сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях для его здоровья эксплантации органа.

На наш взгляд, любовь и сострадание к ближнему являются единственными оправданными мотивами для трансплантации. Коммерциализация этого процесса в основе своей порочна и может привести к непредсказуемым последствиям.

Продление жизни и эвтаназия

Мы как христиане осознаем, что время нашей кончины находится в руках Господа. Поэтому продление жизни отдельных органов тела при наступлении клинической смерти далеко не всегда оправдано и, на наш взгляд, не является непременной обязанностью медицинского сообщества. Смерть является естественной, хотя и печальным моментом нашей нынешней жизни.

Мы не одобряем сокрытия от пациента информации о его тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного спокойствия. По сути, это лишает умирающего возможности осознания своих отношений с Господом и скорой встречи с Ним, возможности переосмыслить свой жизненный путь, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами.

В последнее время в обществе усиливается дискуссия об оправданности легализации намеренного умерщвления безнадежно больных (эвтаназия), в том числе и по их желанию.

Мы считаем, что человеческая жизнь является священным даром Господа, и только Он один имеет право распоряжаться ею. Из этого следует, что эвтаназия является формой убийства или самоубийства, то есть тяжким грехом перед Богом. Вместо того чтобы относиться с уважением к человеческой жизни, сторонники эвтаназии зачастую ставят ударение на социальные преимущества от элиминации "непродуктивных" сограждан до избежания "ненужных медицинских затрат". Будучи уверенными в том, что сверхъестественное исцеление возможно в любое время, мы считаем, что за неизлечимо больных необходимо молиться, а также делать все, что в наших силах, чтобы облегчить их физические страдания.

Изменение пола (транссексуальность)

Такое явление, как транссексуальность, представляет одну из форм полового извращения. Побуждения к изменению половой ориентации могут быть различны – чаще всего от болезненного осознания своей принадлежности другому полу. Духовно этому можно противостоять. Достигаемое хирургическим путем или с помощью гормональных средств изменение пола является, по сути, вызовом Богу-Творцу, дарующему нам вместе с жизнью и половую принадлежность. Люди, перенесшие такую операцию, только усугубляли свою внутреннюю неудовлетворенность и жизненную неустроенность.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие. Символ веры
2. Свобода совести, права и достоинство личности
3. Церкви и государство
4. Церкви и общественно-политическая жизнь
5. Церкви и нации
6. Христианские конфессии и иные религии
7. Христианская этика
8. Здоровье личности и народа
9. Экономика, труд, собственность
10. Война, мир, военная служба
11. Преступность и наказание
12. Наука, образование, культура
13. Экологические проблемы
14. Социальное служение церквей
15. Церкви и СМИ

 

 

 

Видео 

Фотографии


Комментарии (0)


Добавление комментариев закрыто.