Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Социальная позиция протестантских церквей в России

8. ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА

С позиции церквей здоровье – одна из важнейших ценностей человеческого бытия. Под здоровьем понимается динамичный процесс сохранения и развития психических, физических и духовных способностей человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности. Нормальное обеспечение этого процесса напрямую зависит от послушания тем физическим и духовно-нравственным законам, которым Бог подчинил существование человека. Нарушение этих законов неизбежно ведет к болезни.

К сожалению, приходится констатировать, что здоровье нашего народа неуклонно ухудшается. Целый ряд демографических показателей выявляет тревожные тенденции в состоянии здоровья населения: снижается рождаемость, в некоторых регионах смертность превышает рождаемость, что ведет к отсутствию естественного прироста населения, сокращается средняя продолжительность жизни, особенно среди мужчин. Немаловажную роль в ухудшении демографической ситуации играет рост сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных, психических, венерических заболеваний, растет число врожденных дефектов развития и уродств. Настоящей национальной бедой стала проблема алкоголизма и невиданная ранее вспышка наркомании.

Все это говорит о том, что Россия переживает состояние демографического кризиса. Демографические проблемы находятся в сфере внимания церквей. Борьба с депопуляцией должна включать активную поддержку научных, медицинских и социальных программ по защите материнства и детства.

Перед лицом этой большой беды церкви не могут равнодушно стоять в стороне. Они призваны внести посильную лепту в дело не только духовного, но и физического оздоровления народа.

Библейский взгляд на здоровье личности. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, и Он показывает, что необходимо заботиться о своем здоровье – как духовном, так душевном и физическом.

Здоровье в Библии представляется одним из величайших благословений Божиих, а забота о здоровье – богоугодным делом, к которому призван каждый живущий на земле. Подчеркивая целостность человеческой личности, Священное Писание не отрывает физическое, душевное и духовное здоровье друг от друга (1 Кор. 6:20; 1 Фес. 5:23). Подход к человеку, не учитывающий эту взаимосвязь, с позиции Библии представляется ущербным. Более того, показывая непреходящую ценность человеческой личности в глазах Божиих, Св. Писание называет тело человека "храмом Святого Духа" (1 Кор. 6:19-20). Пренебрежение физическим здоровьем ради "торжества духа", равно как и превращение заботы о здоровье тела в самоцель, в ущерб духовно-нравственному состоянию одинаково разрушают гармонию человеческой личности.

В Священном Писании содержатся принципы, а также конкретные наставления по здоровому образу жизни: показана взаимосвязь между здоровым образом жизни, с одной стороны, и соблюдением санитарно-гигиенических правил, характером питания, пагубными привычками, неумеренностью и невоздержанием – с другой (Втор. 23; Лев. 11; Пр. 23:29-32; Ос. 4:18; Лук. 21:34).

Иисус Христос в своем служении органично совмещал словесную проповедь, призывающую к покаянию и отвращению от греховного образа жизни, с врачеванием душевных и физических недугов. Благовестие и исцеление были неотрывны друг от друга и в жизни раннеапостольской Церкви (Деян. 3:6; 8:6-8).

Профилактика – приоритетное направление в сохранении здоровья

"Болезнь легче предупредить, чем ее лечить", - правомочность этих слов известного русского терапевта М.Я. Мудрова (1776-1831) доказана самой жизнью. Поскольку многие заболевания человека напрямую связаны с его образом жизни, здоровый образ жизни в комплексе мер по предупреждению болезней выходит на первое место.

Под здоровым церкви понимают такой образ жизни, который максимально обеспечивает сохранение физического, психического и духовного здоровья человеческой личности. Он способствует более эффективной трудовой, познавательной, общественной и коммуникативной деятельности, благодаря чему снижается заболеваемость, инвалидность, смертность.

Учитывая тесную взаимосвязь между образом жизни и заболеваемостью, церкви считают профилактическое направление в медицине приоритетным в сохранении здоровья. Церкви поддерживают весь комплекс мер, предпринимаемых органами здравоохранения (включая и вакцинацию) по предупреждению заболеваний, индивидуальную профилактику (т.е. систему мер по сохранению здоровья, проводимую каждым отдельным человеком). В последнем случае особое значение имеют правильная организация труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, физические упражнения, закаливание, предотвращение и избавление от вредных привычек и т.д.

Отношение к лечебной медицине

Лечение больного – одно из благороднейших занятий на земле. Церкви поддерживают деятельность как государственных, так и негосударственных медицинских и научно-исследовательских учреждений, направленную на оказание медицинской помощи, а также связанную с разработкой новых и совершенствованием уже существующих методов лечения. Вместе с тем, мы считаем недопустимыми любые экспериментальные исследования на заключенных, психически и тяжелобольных людях, а также на детях, независимо от согласия родителей.

Поддерживая традиционный принцип медицины "не навреди", церкви предупреждают об опасности внедрения под прикрытием так называемой "альтернативной медицины" оккультно-магической практики, способной подвергнуть сознание и волю человека разрушительному влиянию демонических сил.

Церкви считают приемлемыми те виды медикаментозного воздействия на организм, которые апробированы Министерством здравоохранения РФ и разрешены к применению Фармакологическим комитетом. Церкви не выступают против переливания крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной нуждается в данных операциях.

Вместе с тем, мы считаем, что каждый пациент должен иметь право и реальную возможность не принимать те методы воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям.

Церкви поддерживают основные деонтологические принципы, сложившиеся в отечественной медицине и регулирующие взаимоотношения как между врачом и больным, так и между врачом и родственниками больного. Эти взаимоотношения должны строиться на уважении свободного выбора человека и его достоинства. Недопустима манипуляция личностью даже ради самых благих целей.

Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи с материальным вознаграждением и его размером, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время достойная оплата труда медицинских работников представляется важной задачей государства и общества.

Учитывая тот факт, что любое заболевание связано со страданием и представляет серьезную психологическую травму для пациента, Церкви считают уместным объединение усилий медицинского персонала и церковных служителей в процессе лечения, развивая институт душепопечения в сфере здравоохранения.

Церкви поддерживают создание церковных медицинских учреждений, в которых профилактическая и лечебная помощь сочетается с пасторским попечением.

Отношение к физкультуре и спорту

Мы признаем, что физкультура и спорт играют существенную роль в поддержании здоровья, и приветствуем любые начинания государства, частных лиц и организаций, направленные на развитие физической культуры, активного образа жизни и вовлечение как можно большего количества наших соотечественников в активные занятия физкультурой и спортом.

Церкви считают, что одной из важнейших задач развития физической культуры и спорта является их гуманизация, и не поощряют популяризацию тех видов спорта, которые связаны с неоправданным риском для жизни и здоровья, а также не отвечают этическим нормам, пропагандируют культ насилия и жестокости.

Церкви осуждают использование спортивных достижений с целью унижения достоинства более слабой и незащищенной личности. Они считают недопустимыми разрушительные для здоровья допинговые манипуляции и нанесение тяжелых увечий в некоторых видах спорта.

Отношение к табакокурению, алкоголизму, наркомании

Среди наиболее распространенных факторов риска, серьезно влияющих на увеличение заболеваемости и смертности, следует назвать такие широко распространенные вредные привычки как табакокурение, пьянство, употребление наркотиков. Церкви осуждают подобные привычки, так как они ведут к формированию зависимости и фактически разрушают человеческий организм.

Церкви предупреждают, что употребление алкоголя может вызвать психическую и физическую зависимость и привести к трудно излечимому заболеванию – алкоголизму. Именно пьянство зачастую становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания не только самой жертве недуга, но и близким людям, особенно детям.

Не менее пагубной является все более распространяющаяся наркомания – страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым перед темными силами. Особенно подвержены наркомании подростки и молодежь. Совершенно недопустимо навязывание физически и морально незрелым людям стереотипов поведения, предполагающих употребление наркотиков в качестве "нормального" и даже непременного атрибута общения.

Церкви считают, что основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм являются симптомами духовной болезни общества. Мы убеждены, что все традиционные меры профилактического, разъяснительного и репрессивного характера не достигнут цели, если не поставить во главу угла изменение системы ценностей молодежной культуры в сторону неприятия наркотиков и других психоактивных веществ. Столь масштабная задача может быть решена лишь путем объединения усилий всего общества для выработки и реализации целостной программы борьбы с наркоманией, включающей переориентацию молодежи и подростков, в том числе наркозависимых, на принципиально иные способы преодоления трудностей и приобретение истинно позитивного жизненного опыта, стереотипа здорового поведения.

Церкви с состраданием относятся к жертвам алкоголизма и наркомании и предлагают им духовную, профилактическую и реабилитационную поддержку в преодолении порока, ведя обширную просветительскую деятельность и открывая специализированные учреждения.

Отношение к психическим заболеваниям и психиатрии

Церкви рассматривают психические заболевания как одно из проявлений общей поврежденности человеческой природы, вызванной грехопадением. Некоторые болезни и недуги развиваются либо под бесовским воздействием, либо становятся следствием поработивших человека страстей. В соответствии с этими различиями представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к одержимости, что влечет за собой сомнительные процедуры изгнания злых духов или попытки лечения любых духовных болезней исключительно клиническими методами.

В области психотерапии наиболее плодотворно сочетание пасторской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священнослужителя.

Важно осознавать, что психическое заболевание не умаляет достоинства человека - он остается носителем образа Божия и нуждается в сострадании и помощи. Лечение душевнобольных должно осуществляться в атмосфере терпимости, безопасности и уважения к человеку. При выборе форм медицинского вмешательства следует руководствоваться принципом наименьшего ограничения свободы воли пациента.

Церкви категорически осуждают использование психиатрии в политических целях. Преступно помещать или содержать людей в психиатрическом учреждении по причине их религиозных, политических или иных убеждений.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие. Символ веры
2. Свобода совести, права и достоинство личности
3. Церкви и государство
4. Церкви и общественно-политическая жизнь
5. Церкви и нации
6. Христианские конфессии и иные религии
7. Христианская этика
8. Здоровье личности и народа
9. Экономика, труд, собственность
10. Война, мир, военная служба
11. Преступность и наказание
12. Наука, образование, культура
13. Экологические проблемы
14. Социальное служение церквей
15. Церкви и СМИ

Фотографии


Комментарии (0)


Добавление комментариев закрыто.