Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Социальная позиция протестантских церквей в России

9. ЭКОНОМИКА, ТРУД, СОБСТВЕННОСТЬ

В основе нашего понимания экономики лежат два факта:

  1. Земля и все, что наполняет ее, создано Богом и по праву принадлежит Ему. В свою очередь, Он дал людям право пользоваться всеми земными благами (Быт. 1:27-28).
  2. Из-за грехопадения все отношения между людьми, включая экономические, несут на себе отпечаток греха и порока и не могут быть совершенными.

Никакая экономическая система не способна спасти человека и дать полное удовлетворение его потребностям. В лучшем случае высокоразвитая экономическая система может обеспечить достойное материальное существование для большей части общества.

Ни одна экономическая система не может быть названа в полном смысле христианской, однако некоторые из них в большей степени соответствуют библейскому учению. Основными библейскими принципами в экономической области являются:

  1. Право собственности.
  2. Усердный труд.
  3. Свобода предпринимательства.
  4. Благотворительность.

Собственность

Библия неоднократно подтверждает право человека на собственность. В частности, об этом свидетельствуют восьмая и девятая заповеди: "Не кради… Не желай дома ближнего твоего,…ничего, что у ближнего твоего" (Исх. 20:15,17).

Право собственности учреждено Богом для земного благосостояния людей. Господь не для того создавал этот мир, чтобы люди страдали от нищеты и болезней. Призыв собирать сокровища на небе, а не на земле содержится в Писании (см. Мф. 10:19-20) исключительно для восстановления правильной иерархии ценностей. Библейское понимание частной собственности основано на том, что земная жизнь и все, что ее наполняет, преходящи. Частная собственность – это право человека управлять собственностью, принадлежащей Создателю.

Частная собственность объединила в себе два вида отношений, в которые вступает человек: право управлять собственностью Бога – взаимоотношения человека и Бога, а также межчеловеческие отношения при использовании данных ресурсов в земной жизни. Творец утверждает законность этих отношений, что обусловливает отсутствие между ними противоречия при исполнении человеком воли Божьей.

Вместе с тем, Писание не отдает предпочтения ни одной из форм собственности. Частная, общественная, государственная, муниципальная, корпоративная и другие ее формы имеют равное право на существование. Одной из основных функций государства является охрана от посягательства всех форм собственности. Произвольный передел и отчуждение собственности недопустимы, так как это является нарушением воли Божьей: "Не нарушай межи ближнего твоего" (Втор. 19:20).

Труд

Труд, в чем бы он ни состоял – в производстве материальных, духовных благ или услуг, – обладает первостепенной значимостью по отношению ко всем другим элементам экономической жизни, ибо в труде формируется и развивается человеческая личность. Поэтому церкви не устают напоминать всем, как должным образом относиться к труду и человеку труда, не искажать смысл и назначение труда, призванного служить человеку. С момента сотворения человека труд является естественным элементом его жизни, неотъемлемой частью первоначального плана Божьего (Быт. 2:15).

После грехопадения смысл труда изменился

Его творческая составляющая ослабла, труд превратился в способ добывания средств к существованию. Но, несмотря на это, именно благодаря труду человек и сегодня имеет возможность творить и самовыражаться, что является неоспоримым свидетельством его подобия Богу. Благодаря труду человек имеет возможность удовлетворять свои материальные потребности, а также заботиться о тех, кто не способен зарабатывать себе на жизнь.

Священное Писание не отдает предпочтения какому-либо определенному роду человеческой деятельности. Любая деятельность, которая соответствует Божьим принципам, угодна Господу и благословлена Им. Бог призывает трудиться добросовестно (Еф. 6:5-8).

Трудящиеся имеют право на достойное вознаграждение (1Кор. 9:7-10). Эксплуатация человека человеком, несправедливое отношение к окружающим преступны и неизбежно влекут за собой социальные потрясения. Библия ясно говорит: "Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра" (Лев. 19:13). В свою очередь, люди, работающие по найму, тоже несут определенную ответственность. Бог призывает их трудиться добросовестно (Еф. 6:5-8).

Предпринимательство и протестантская этика

Священное Писание положительно отзывается о предприимчивой, усердной деятельности, в которой реализуются свобода, инициатива и ответственность человека, а также дает целый ряд предупреждений и советов.

Для развития свободного предпринимательства за последние два столетия потребовалась совершенно иная, нетрадиционная этика. Она сформировалась в эпоху Реформации и получила распространение в протестантских странах – Германии, Англии, США, а впоследствии оказала влияние на предпринимательство и экономику других государств, в том числе и в России с ее традиционным укладом хозяйства.

В протестантской среде возник "новый" тип этики с присущими ей, по меньшей мере, тремя особенностями: отношение к труду как к призванию; стремление к получению прибыли – большей, чем необходимо, чтобы обеспечить себя и свою семью; "аскетизм в миру", т.е. бережливость, строгость в использовании полученного богатства.

Деловой человек?христианин мыслил свой труд как особую форму богопоклонения, как призвание, способ реализовать божественный замысел в жизни. Но в то же время слова Христа о том, что каждый должен умножать полученные от Господа таланты (Мф. 25), побуждали христианина радеть о деле и стремиться к тому, чтобы оно было успешным. Труд всячески рационализировался. Такие ценности как бережливость, расчетливость, эффективность стали весьма востребованными. Однако экономический скачок, который произошел в результате такого отношения к труду, не привел к банальному самоугождению. В протестантской этике изначально ценились скромность и умеренность во всем, что не могло не сказаться на развитии предпринимательства, причем ответственного и свободного.

Сегодня российская экономика крайне нуждается в усвоении тех этических норм, которые даны нам в Священном Писании и способствуют формированию честного предпринимательства. Церкви призывают современных предпринимателей к добросовестному ведению дел, молятся за их успех и готовы оказывать им духовную поддержку.

Усердный труд и предприимчивость должны вознаграждаться. В хозяйственной деятельности это происходит через получение дохода и прибыли, а также в виде морального удовлетворения от реализации своих способностей. С христианской точки зрения, прибыль, получаемая в процессе труда - не способ накопительства для услаждения собственной алчности и эгоизма, но возможность послужить благу - своему, своей семьи и ближних.

Предприниматель обязан понимать, что все, что он имеет, принадлежит Господу, а он лишь - Его управляющий. Бог же, как Отец, заботится обо всех людях и ожидает, что блага, которые Он доверил предпринимателю, будут рационально использованы не только им самим, но и послужат всеобщей пользе.

Благотворительность

Собственность предполагает служение ближним. Благотворительность – одно из ярких доказательств того, что люди являются распорядителями Божьей собственности. Священное Писание неоднократно призывает нас заботиться о нуждах тех, кто по разным причинам не может сам себя обеспечить (Втор. 24:19-22).


СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие. Символ веры
2. Свобода совести, права и достоинство личности
3. Церкви и государство
4. Церкви и общественно-политическая жизнь
5. Церкви и нации
6. Христианские конфессии и иные религии
7. Христианская этика
8. Здоровье личности и народа
9. Экономика, труд, собственность
10. Война, мир, военная служба
11. Преступность и наказание
12. Наука, образование, культура
13. Экологические проблемы
14. Социальное служение церквей
15. Церкви и СМИ

Фотографии


Комментарии (0)


Добавление комментариев закрыто.