Предсоборные тезисы к Четвертому Евангельскому собору. Есть ли у Церкви Радостная Весть для жителей современных мегаполисов?
Реацкия представителей СХПЦ, которые также принимали участие в работе данного собора: "Достаточно серьезный, долгосрочный и масштабный проект. У подобных встреч есть большой потенциал. Но очень важно, чтобы на местах эти проекты были доведены до стадии воплощения, чтобы поместные церкви научились корректно реагировать и отвечать на вызовы сегодняшнего времени и вызовы городов, в которых они располагаются".
Официальным представителем Союза ХПЦ был Мельников Сергей Викторович, Председатель Тульской Поместной Пресвитерии, член Правления Союза.
Город как основной вызов современной Церкви
Христос сегодня посылает Свою Церковь принести Радостную Весть о Царстве Божьем жителям больших городов. В стремительной урбанизации современного мира слышится призыв Господа к Своему народу: открыть Бога, Который в городской суете являет людям Свою любовь, приносит освобождение и исцеление, избавляет от одиночества и отчаяния.
Серьезное отношение к этому призыву требует от нас честного поиска ответов на ряд взаимосвязанных вызовов:
Вызов богословский. Попытаемся же увидеть, что такое город в глазах Бога? Является ли городской способ организации жизни изначальным замыслом Господа или это очередная версия смоковных опоясаний, за которыми грешное человечество пытается скрыть позор своего безбожия (Быт. 3:7–8)? От того, как мы ответим на этот вопрос, будет зависеть дальнейшая богословская оценка происходящих в городе процессов.
Вызов миссионерский. Большинство населения нашей планеты сегодня живет в городах. В развитых странах уровень урбанизации превышает 80%. Самые быстро растущие города – это мегаполисы. Вместе с тем, именно городской житель наименее религиозен и имеет меньше шансов услышать Радостную Весть. Городские джунгли – территория, практически, недостигнутая Евангелием. Так можем ли мы и как мы можем изменить ситуацию, принеся свидетельство о Христе жителям современных городов?
Вызов экклезиологический. Что значит быть по-настоящему городской общиной? Церковь Христова родилась в условиях, разительно отличающихся от тех, в которых находится современный горожанин. Насколько описанный в Новом Завете образ жизни Ранней Церкви может быть реализован христианами, живущими в мегаполисах? Или мы должны найти иные формы, в которых воплощались бы те же новозаветные принципы?
Вызов политический. Нам не миновать вопросов: Может ли Церковь претендовать на влияние в городе? И если да, то в чем должно выражаться это влияние? Каковы сферы и механизмы такого влияния? И, одновременно, уточнение того, что есть политическое, какова его природа, каковы риски и каковы ресурсы церковного вовлечения в политическое?
Новая ситуация открывает для Церкви и новые возможности. Сегодня городская община может выполнить Великое Поручение Христа «идти и научить все народы» буквально не выходя из дома, не покидая своего города! Но, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, Церкви нужно найти новые подходы к исполнению своей миссии.
Мы, участники Четвертого Евангельского собора, ставим перед собой следующие задачи:
- дать богословскую оценку современному городу и происходящим в нем процессам, и на этом крепком основании определить миссию городской церковной общины; - показать место церковной общины в городском ландшафте, отыскать новые формы церковной жизни в городских условиях, раскрыть требования к самой Церкви, влияющей на город; - предложить такие формы служения Христу и несения Евангелия, которые соответствовали бы евангельским принципам и при этом были бы адекватны современным городским форматам; - определить новые возможности социального служения Церкви, позволяющие оказывать ощутимое влияние на городскую жизнь и среду, утверждая тем самым в городе Царство Божье.
Город в глазах Господа
Есть ли в глазах Христа такой объект как город?
Наша цивилизация – цивилизация городская, что следует из самой этимологии слова [1]. Города переживают все и всех: расцвет и закат государств, нашествия варваров, землетрясения, глад, мор, промышленную революцию и даже смену народов, их населяющих. Именно в городах происходят главные для судьбы человечества экономические, политические и общественные события. Можно сказать, что именно города – опорные пункты, нервные узлы человеческой истории.
Но жизнь города протекает не только в человеческом, земном измерении. В поиске путей распространения в городах Евангелия Царства Божьего мы должны учитывать два духовных измерения города – небесное и инфернальное.
Первый, упомянутый в Писании, город построен Каином как укрытие от Господа и других людей (Быт. 4:16–17). Отказ от покаяния, безбожие и страх – основание этого города. Каиновский город – это в первую очередь поселение укрепленное: совершивший первое убийство боится насилия над собой. В своем дальнейшем развитии город Каина воплощается в Содоме и Гоморре – городах, в которых грех становится нормой общественной и частной жизни. Древний Вавилон символизирует вершину достижения безбожного человечества. Наконец, Вавилон из книги Откровения – квинтэссенция восстания человека против Бога.
Одновременно Слово Божье открывает нам и другие «лица» города. Города-убежища в Земле Обетованной – это тоже возможность для грешника избежать суда и наказания, но это – возможность найти защиту не от Господа, а у Господа. Сам Бог являет Свою милость грешнику, и город становится местом покоя и благодати, а не греха и гордости. И там же, в земле Богом данной Своему народу, появляется город, который становится «местом жительства» Отца. Иерусалим – место «заземления» ковчега Завета: Иерусалим – город Великого Царя (Пс. 47:3). Наконец, мы чаем Небесного Иерусалима – города, архитектор и строитель которого Сам Господь (Евр. 11:10).
Очевидно, что в каждом современном городе есть что-то и от Вавилона, и от Иерусалима. И было бы наивным считать, что первое – это муниципалитет, а второе – храм. Планируя и осуществляя городскую миссию мы – христиане – должны учитывать все три измерения города. На практике это означает, что в каждом из проявлений городской жизни мы должны видеть не только человеческое, но небесное и инфернальное.
На Третьем Евангельском соборе неоднократно отмечалось, что «апостолы мыслили городами» [2]. Города были опорными пунктами апостольской проповеди и лежали в основе стратегии по насаждению церквей. Послания апостолов обращены к городским общинам, которые были солью своих городов.
Но что все это означает для нас, живущих в свое время? Что значит для церковной общины «оказать влияние на город»? «Заквасить» город? Какие задачи в городе Христос ставит перед Своей Церковью? Какие задачи всегда стояли перед поместной церковью? И какие новые задачи стоят перед нами?
Речь явно не идет о выстраивании «особых отношений» с городской администрацией. Взаимодействие с властью необходимо, но не оно является целью и искомой ценностью. Мы также не должны ограничивать себя только количественным ростом общины и достижением все большего числа людей. Благовестие – неотъемлемая часть жизни и служения Церкви. Но простой арифметический прирост общины не означает преобразование места жизни общины – города. Подлинная цель служения городской общины – это такое изменение городской жизни, которое хотя бы в некоторой степени отражало бы силу и славу Небесного Иерусалима. Как это возможно?
Нам предстоит выделить небесное измерение и зафиксировать его в архитектурных формах, календаре городской жизни, тех или иных социальных организованностях и урбанистических решениях, что позволит сделать небесное измерение явным, с очевидностью проявленным в городской жизни. Бог обращен к человеку. Значит, наши города должны стать более человечными. Бог – Властелин жизни. Значит, наши города должны больше соответствовать требованиям человеческой жизни. Бог – Творец. Значит, наши города должны способствовать формированию и умножению креативного класса. Бог – человеколюбец. Значит программы развития городских сообществ, построенных на койнонии – есть прямая обязанность Церквей.
Участие христиан в гуманизации городской среды при одновременном удержании небесного измерения – это со-участие в жизни города и горожан, возможность благовестия людям, которые также как и мы, переживают за качество нашей общей жизни.
Но и инфернальная сторона городской жизни не должна оставаться без внимания Церкви. Алкоголизм, наркомания, агрессия, преступность, безумие, несправедливость, нищета, городское одиночество, суицид, разрушение семей – это не только социальные, но и духовные проблемы. Церковь уже имеет значительный опыт в преодолении или хотя бы сдерживании ряда этих пороков. Нам теперь нужно связать этот опыт с планированием городской среды и использовать его для преобразования городской жизни.
Требования к церкви, влияющей на город
Какое значение имеет для преобразования города молитва и духовная брань?
Все христиане согласны в том, что молитва имеет ключевое значение в разрешении духовных вопросов. Но часто наше главное оружие (врученное нам самим Господом) мы не можем развернуть в полную силу, ибо постоянно возникают проблемы между самими христианами при обсуждении конкретных форм молитвы. Мы обязаны научиться быть терпимыми к разнообразию молитвенной жизни: Писание не устанавливает жесткого формата, какой молитва может, а какой не может быть. И, став терпимей, нам нужно научиться молиться за свои города. На сегодняшний день мы чаще молимся за свои общины и личные проблемы, чем за преображение городов и утверждение в них Царства Божьего.
Чтобы Церковь могла влиять на город, необходимо формировать единое церковное сообщество, которое было бы единым в своем многообразии. Нужно добиться стратегической договоренности различных общин принять разделенную ответственность за город. Ответственность, которая, прежде всего, будет выражаться в совместных молитвах за город, его жителей и за наше общее будущее.
Принятие ответственности за город требует «длинной воли». Большинство проектов и программ преображения города потребуют работы в течение десятков лет. Есть ли у евангельских церквей воля на такое длинное действие? Готовы ли мы сами жить не только в эсхатологической, но и позитивной исторической перспективе?
Приняв ответственность за настоящее и будущее, организовав непрекращающуюся молитву, мы можем предложить собственную повестку дня города. Задача на формулировку христианской повестки дня была поставлена еще на Первом Евангельском соборе [3]. Работа последующих Соборов, а также в период между Соборами показала, что Христианская повестка должна быть заземлена во многом именно на город. И через эту повестку нам предстоит вступить в коммуникацию с горожанами. Понимая, что сама повестка, принятая и непрерывно осмысляемая, делает из жителей горожан. Понимая, что ни одна серьезная цель развития не может быть достигнута без таких горожан.
Церковная община в городском ландшафте
Городская анонимность и требование христианской любви – возможно ли такое сочетание?
Свобода и многообразие городской жизни требует анонимности в большинстве отношений, в том числе, чтобы сохранить время и силы для немногих подлинно близких дружественных и семейных связей. Горожанин может не знать почти ничего о своих соседях, но это еще не значит, что он не способен на глубокую дружбу и искреннюю любовь. Просто круг его друзей и единомышленников редко находится среди тех, с кем рядом ему довелось жить.
Мы настолько привыкаем к такому стилю отношений (поверхностный контакт с большим количеством людей и глубокие отношения с немногими), что он кажется нам вполне естественным. В этом же ключе мы выстраиваем отношения и в церковной общине, ограничиваясь самым поверхностным знакомством с большинством в ней. Особенно, когда она крупная. Зачастую по-настоящему глубокие отношения могут вообще ни с кем не возникнуть: ведь наши душевные силы уже отданы каким-то другим людям!
Но возможна ли при таком подходе подлинная общинная жизнь?
Жертвенная любовь между христианами – едва не единственный признак следования за Христом, указанный Самим Господом (Ин. 13:35). Общность (???????? = совместная жизнь) неоднократно упоминается в Новом Завете как характерный и неотъемлемый признак церковной общины. Очевидно, что вне общности нет общины. Но как возможно реализовать настоящую общинную жизнь в условиях современного города? Ясно, что мы не можем и не должны реконструировать модели организации церковной жизни первого века. Однако мы можем и должны выделить новозаветные принципы и посмотреть, каким образом они могут быть воплощены в современной ситуации.
Ранняя Церковь активно использовала культурные формы античного полиса для формирования общинной жизни. Книга Деяний говорит, что христиане ежедневно собирались для общения, преломления хлеба и молитвы (Деян. 2:42; 46). Читая описание такого собрания в письме ап. Павла церкви в Коринфе (1Кор. 11:17–34) становится понятно, что ранняя Церковь «воцерковила» типичный для Средиземноморья обычай. В античности было принято по окончанию рабочего дня собираться вместе с друзьями дома у одного из них (причем, место встречи каждый день было новым), чтобы провести время в общении за трапезой. При этом каждый приносил с собой, что мог, для общего стола. Участие в общении за трапезой сближало людей, и именно с тех пор допуск за общий стол считается допущением в круг близких людей.
Христиане воспользовались этим обычаем, наполнив его новым содержанием. Во-первых, эта трапеза начиналась с преломления хлеба – Тела Христова (1Кор. 11:23–24), а заканчивалась разделением общей чаши (1Кор. 11:25). Тем самым вся трапеза выливалась в «естественное» богослужение, когда за столом таинственным образом присутствовал Сам Христос. Это оказывало влияние и на разговоры, и на складывающиеся отношения, и даже на вкус пищи.
Другим отличием был состав участников этой трапезы. Выше уже отмечалось, что обычно в такой трапезе участвовали родственники и близкие друзья. В трапезе общины вместе участвовали люди, которых в других условиях представить сидящими за одним столом было просто невозможно (см. Деян. 11:1–3). И именно в этом выражалось, что Христос из многих сделал одно целое, что по вере в Него мы теперь – братья и сестры, дети Единого Отца! А сами эти застолья отныне именуются агапами = трапезами любви. Потому Павел так сурово критикует любые разделения и смущения за трапезой (Гал. 2:11–14; 1Кор. 11:20–22).
Церковь не просто воспользовалась существовавшей культурной формой – она переосмыслила ее в свете Голгофской Жертвы! Значит, с первых своих дней Церковь не следовала в русле культуры, она преодолевала традиционные ограничения, привнося в культуру Божье Царство!
Так давайте же искать ответы на вопросы: Какие культурные формы общности существуют в современных крупных городах? Как Церковь должна преобразовать эти модели, чтобы в них воплощалось подлинно христианское единство? И как при этом не потерять той кросс- и контр-культурности, которая должна отличать настоящую христианскую общину?
Служение Богу через профессиональную деятельность
Может ли профессиональная и предпринимательская деятельность превратиться в инструмент утверждения в наших городах Царства Божьего?
Город – это пространство профессионалов, участвующих в разделении труда. В деревне нет профессий. Но есть уклад. И каждый должен следовать всему укладу. Только город взывает к специализации, что позволяет появиться профессионализму и сформировать колена профессий. Что, в свою очередь, рождает нужду в другом и уверенность в честности другого. Тем самым, город в сути своей взывает к койнонии.
Церковь, влияющая на город – это община, в которой каждый человек является активным служителем. Что, в свою очередь, требует принципиально нового подхода к служению: христианин служит, прежде всего, через свою профессиональную деятельность!
Большинство христиан проводят весомую часть своей жизни, занимаясь тем или иным трудом, который требует высокой квалификации. Может ли сам этот труд быть служением Господу? Если мы верим, что наш Бог – Творец и Господь всего сущего, значит, каждая сфера человеческой деятельности не только может, но и должна быть превращена в подлинное поклонение Господу! Община, которая сможет подготовить и снарядить христиан для такого служения, будет в течение всей рабочей недели утверждать Божье владычество в разных сферах городской жизни – везде, где есть ее представители.
Именно на своем рабочем месте и может быть воплощено библейское требование священства всех верующих. Как отмечалось в материалах Третьего Евангельского собора, в Новое время Церковь утратила влияние на города, в результате чего не поклонение Богу, а экономическая целесообразность управляет ритмом жизни города, определяет транспортные потоки, земельную и налоговую политику, формирует его архитектурный облик [4]. Будем ли мы и дальше соглашаться с таким положением дел, или мы верим, что экономическая деятельность может быть служением Богу и людям, а не поклонением «золотому тельцу»? Что нужно, чтобы бизнес и наемный труд стал миссией и служением?
Для этого, конечно, совершенно недостаточно «просто хорошо и честно работать» – ни одна из версий трудовой этики не дотягивает до требования Бога утверждать на земле Царство Божье. В нашем труде должно быть нечто большее, чем честность и добросовестность. Профессионализм многое решает, но и его недостаточно. Труд только в том случае будет богослужением, если в нем будет присутствовать Сам Господь. Чтобы такое стало возможно, в нашем труде, помимо добросовестности, честности и профессионализма, должны присутствовать такие качества как жертвенность, любовь к делу и людям, творческий поиск и уподобление Творцу [5].
Чтобы церковная община могла утверждать в городе Царство Божье, она должна всерьез принять вызов от Господа: подготовить каждого христианина как священника к служению через свою основную деятельность. Каких изменений в общине потребует принятие этого вызова? Какой должна быть система подготовки христиан к служению, чтобы они могли быть эффективными в своем служении?
Новый подход к социальному служению
Каким должно быть социальное действие современных христиан, как оно должно быть организовано, на что направлено, чтобы через совокупность таких действий приблизить наши города к Евангелию Божьего Царства?
Средством утверждения в городе Божьего владычества могут и должны быть не только бизнес и профессиональная деятельность, но и социальное предпринимательство и служение обществу. Жертвенное служение нуждам людей всегда было характерно для Церкви. Но новые условия требуют новых подходов к этому служению.
В ситуации, когда происходит разрушение института семьи, у Церкви есть ответственность и возможность предложить иной подход к формированию семейных отношений. Бог задумал брак как полный любви и романтики союз мужчины и женщины («ибо ласки твои лучше вина» Песн. 1:1). Как это не похоже на ту пресную однообразную рутину, которая характеризует семейную жизнь, подчас – даже в христианских семьях! Если христиане смогут показать такие семейные отношения, которые будут привлекательны и для неверующих, если в наших детях будет видно превосходство христианского подхода в воспитании будущего поколения, если христиане сами не оставят заповедь «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28), то многие из мира пойдут за нами.
Рассуждая о семье как главном фокусе нашего социального служения, мы не можем забыть о тех, кто лишен самой возможности расти в семье. Уже развернутая христианами работа по усыновлению сирот – важный шаг в преобразовании социального климата наших городов. Примеры такого влияния уже есть: в Украине есть целые города, в которых, благодаря систематическим усилиям церквей, совсем не осталось сирот.
Выше уже отмечалось, что города – это пространство, в котором мы можем принести Радостную Весть о Христе всем народам, почти не отходя от порога собственного дома. Массовая миграция создала ситуацию, когда бок о бок с нами живут, трудятся, страдают и умирают люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Насколько мы сегодня развернуты к этому вызову? Насколько мы готовы воспользоваться возможностью явить этим людям Христову любовь и принятие? Противостать ксенофобии как в собственных сердцах, так и в общественной атмосфере?
Слово Божье призывает нас любить пришельца (Втр. 10:19). Требование любить мигрантов даже сегодня звучит достаточно радикально! Но именно так, поступая по заповеди вопреки собственным страхам и общественному мнению, мы можем открыть над нашими городами Небо, чтобы Бог мог благословить наши города!
Немногие из мигрантов готовы сразу откликнуться на евангельскую проповедь – у большинства из них довольно сильны предрассудки по отношению к христианам, а зачастую есть и личный негативный опыт. А нечеловеческие условия, в которых им приходится жить в стране, которую они воспринимают как христианскую, несправедливость в оплате труда и негативное отношение в обществе еще более укрепляют этот барьер. Можем ли мы «не словом и языком, но делом и истиной» (1Ин. 3:18) явить им иное христианство? Исполнив, тем самым, заповедь Писания о любви к ближнему и особенно – к тем, кто терпит нужду. Возможно, через это некоторые из них станут более открытыми и для нашей проповеди. Но даже если этого и не произойдет – служение христиан этим людям может заметно изменить атмосферу городской жизни: вместо страха и подозрительности придет доверие, уважение и взаимное обогащение людей разных культур!
Социальное служение – не только помощь обездоленным, но каждому человеку и обществу в целом. В настоящее время культура местного самоупраления в наших городах находится в процессе формирования: объединения граждан (горожан!) по месту жительства, профессиональные и иные сообщества, наблюдательные городские советы, интернет-порталы и сообщества в социальных сетях постепенно становятся все более заметным фактором городской жизни. Мы можем участвовать в деятельности этих сообществ, чтобы вместе с другими неравнодушными людьми оказывать позитивное влияние на жизни наших городов, одновременно являясь свидетелями Христа для самих этих людей.
Это – не только социальное действие: вовлекаясь в жизнь городских сообществ христиане ведут настоящую духовную битву, сражаясь против инфернальных сторон городской жизни за выявление небесного облика своего города. К такой деятельности надо относиться как к настоящему служению, подготавливать и благословлять христиан на совершение этого труда. Если мы сознаем свое посланничество и подготовлены к своей миссии, то жизнь в наших городах не просто будет улучшаться – в ней будет проявляться иное качество – образ Небесного Града.
* * * * *
Итак, чтобы нам привнести в наши города Его Царство, необходимо:
— добиваться церковного единства в многообразии без которого наша проповедь в городе и городу будет сомнительной; — формировать евангельскую молитвенную культуру о городе и его жителях; — выйти на обсуждение повестки дня города, прививать культуру совместного думания и принятия стратегических решений; — привносить в культурные формы городской жизни дух Евангелия, а не только продвигать свои «испытанные» формы служения и поведения; — служить Богу через свой ежедневный профессиональный труд: служить и в предпринимательстве, и в наемном труде; — осуществлять новые подходы в социальном служении; — врачевать город и его систему управления через различные формы самоорганизации горожан; — быть с нашими городами и бороться за наши города.
И да поможет нам Бог.
Аминь.
Межсоборное присутствие Евангельского Собора
Июнь 2013 года по РХ
[1] Цивилизация – от лат. civis – гражданин, житель города
[2] К основаниям и будущему Церкви Христовой. Материалы Третьего Евангельского собора. — М., 2013, с. 39
[3] К стратегии развития Евангельского движения. Материалы Первого Евангельского собора. – М. 2010, с. 19
[4] Подробнее см. К основаниям и будущему Церкви Христовой. Материалы Третьего Евангельского собора. — М., 2013, с. 11–12
[5] Исследованию вопроса священства всех верующих было посвящено несколько месяцев работы Московского богословского семинара. С некоторыми итогами этой работы можно ознакомиться тут: http://www.archipelag.ru/agenda/gospel_povestka/diskurs_2012/