Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Социальная позиция протестантских церквей в России

12. НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

Наука

Бог-Творец наделил человека способностью познавать и благоустраивать сотворенный Им мир. Изучение мира несет человечеству не только практическую пользу, но и предоставляет ему возможность задуматься о великом Творце Вселенной – Живом Боге: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим.1:20). Ученые призваны находить разумные и эффективные способы использования ресурсов сотворенного Богом мира и помогать человечеству, насколько это возможно, проникать пытливым умом в жизнь Земли и Вселенной.

Современная наука достигла больших успехов и в области теоретического знания, и в прикладном использовании научных достижений. Мы приветствуем научный прогресс, способствующий улучшению жизни людей.

Вместе с тем, озабоченность церквей вызывает то, что современная наука часто игнорирует требования этики, значение духовных ценностей. Мы считаем весьма опасным мнение, будто научная мысль, дабы быть свободной и беспристрастной, должна дистанцироваться и от религии. Опыт ХХ столетия со всей очевидностью показывает, что занятия наукой ради науки, недооценка опасности негативных последствий научных исследований и экспериментов могут привести к катастрофическим последствиям.

Мы убеждены, что какие бы открытия не были сделаны современной медицинской наукой и генной инженерией, они не позволят решить проблемы греховности и смертности человека.

Христиане-протестанты уверены, что наука не в силах дать ответы на основные духовные запросы человека. Подлинные духовные истины и ценности не могут быть доказаны или обретены научными методами, хотя наука и способна порой подтверждать духовные истины и открывать путь к поискам Бога.

В то же время мы считаем, что наука и религия не противоречат друг другу и должны сотрудничать. Поэтому участие верующих в научной деятельности допустимо и желательно, кроме тех случаев, когда методы научных исследований идут вразрез с непреложными принципами христианской этики.

Образование

Мы считаем, что образование (как светское, так и христианское) должно всесторонне развиваться на благо общества, государства, церкви и каждый личности. Мы всячески поддерживаем светское образование, дающее людям знания, необходимые для жизни и деятельности. В современном обществе все большее значение приобретает высшее образование, без которого невозможен подлинный профессионализм в большинстве сфер трудовой деятельности. Мы считаем особенно важным, чтобы качественное среднее и высшее образование было общедоступным. Сироты, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей должны иметь возможность реализовать свою тягу к знаниям.

Мы убеждены, что наличие альтернативного (негосударственного) образования является одним из позитивных факторов современной российской действительности. Вместе с тем, представляется необходимым сохранить единый государственный образовательный стандарт и контроль качества образования. Родителям, абитуриентам и учащимся должна предоставляться полная информация об уровне, методах и условиях обучения в любом образовательном учреждении.

Нашу особую обеспокоенность вызывает коррупция в образовательной сфере. Считаем совершенно недопустимыми взяточничество и протекционизм в образовательных учреждениях.

Христианское образование необходимо для духовного развития личности. Христианские образовательные учреждения (вне зависимости от конфессиональной принадлежности) должны создаваться на всей территории Российской Федерации. Препятствия к открытию и функционированию христианских образовательных учреждений под предлогом "нетрадиционности" той или иной деноминации в данной местности мы считаем совершенно недопустимыми.

Принимая во внимание светский характер государства и необходимость уважения свободы личности, мы считаем, что религиозное образование (в любой его форме) должно осуществляться на основе добровольности. Религиозное обучение детей может осуществляться только вне обязательной школьной программы и только с согласия родителей или опекунов.

На наш взгляд, светское и христианское образование не противоречат, но напротив, дополняют друг друга. Мы считаем полезным и желательным сотрудничество между светскими и христианскими учебными заведениями.

Культура

Бог заложил в человека при его создании огромный творческий потенциал. Этим объясняется удивительный феномен человеческой культуры. Культурные достижения человечества обширны и многообразны. Мы с уважением относимся к культурному наследию народов нашей страны и всего человечества в целом. Лучшие произведения искусства способны направлять мысли и чувства человека к высшим ценностям, побудить к богоискательству. Мы убеждены, что знание отечественного исторического и культурного наследия необходимо служителям и членам церквей, поскольку оно укрепляет единство со своим народом и способствует более успешной проповеди Евангелия.

Вместе с тем, мы не считаем, что искусство и культура сами по себе способны искоренить человеческую греховность или привести к духовному перерождению личности. Несмотря на великолепные творческие возможности, присущие роду человеческому в целом и особенно ярко проявляющиеся у наиболее талантливых личностей, нельзя обойти молчанием тот факт, что даже те, кого принято называть гениями и выдающимися деятелями культуры, не лишены греховности, присущей каждому человеку. В силу этого, мы не считаем, что культура сама по себе способна духовно (в подлинном смысле этого слова) воспитать личность. Кроме того, некоторые явления культуры, особенно современной, отражают взгляды и ценности, чуждые христианству и даже враждебные ему, что не может не вызывать нашей обеспокоенности.

Современная коммерциализация искусства, засилие массовой культуры подчас низводят процесс творчества до уровня ремесла, и успех измеряется не качеством, а прибыльностью. Стремление к получению максимально выгодных заказов и высоких гонораров подталкивает многих деятелей культуры к эксплуатации низменных человеческих страстей и похотей, что превращает их творчество в пропаганду разврата, насилия и богохульства. Поэтому мы стремимся способствовать проникновению и утверждению в современной культуре христианских ценностей. Мы приветствуем творческое самовыражение одаренных верующих-протестантов России при условии, что их творчество не выходит за рамки христианской веры и морали.

В целом в вопросах, относящихся к сфере науки, образования и культуры христиане-протестанты руководствуются словами апостола Павла: "Что только истинно, что честно, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Фил. 4:8).


СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие. Символ веры
2. Свобода совести, права и достоинство личности
3. Церкви и государство
4. Церкви и общественно-политическая жизнь
5. Церкви и нации
6. Христианские конфессии и иные религии
7. Христианская этика
8. Здоровье личности и народа
9. Экономика, труд, собственность
10. Война, мир, военная служба
11. Преступность и наказание
12. Наука, образование, культура
13. Экологические проблемы
14. Социальное служение церквей
15. Церкви и СМИ

Фотографии


Комментарии (0)


Добавление комментариев закрыто.